Сборник разноуровневых заданий по биологии. Обязательный уровень подготовки

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ

    Допишите определение . … это отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека.

    Системное свойство высокоорганизованной а) поведение

материи (мозга), заключающееся

в активном отражении субъектом

окружающего мира, построении на этой

основе картины мира, саморегуляции

поведения, саморегуляции деятельности;

    Внешние проявления психической деятельности, б) психика

поступки и действия человека.

    Допишите . Предметом изучения психологии является…

    Заполните таблицу . Этапы развития психологии:

Этапы психологии

Психология как наука

    Перечислите отрасли психологии: ….

    Перечислите взаимосвязь психологии с другими науками: ….

    Соотнесите понятия с их трактовкой:

    Психические процессы а) наиболее устойчивые и постоянно

проявляющиеся особенности личности

обеспечивающие качественно-

количественный уровень

поведения и деятельности человека;

    Психические свойства б) обеспечивающие первичное

отражение и осознание человеком

воздействий окружающей

действительности.

    Соотнесите понятия с их трактовкой:

    Психические состояния а) формирующиеся в процессе

приобретения человеком жизненного

и профессионального опыта;

    Психические образования б) определённый уровень

работоспособности и качества

функционирования психики человека

в данный момент времени.

    Вставьте пропущенное слово . Ощущение – это отражение в ……. отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на его органы чувств.

    Вставьте пропущенное слово . Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его ….. предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств.

    Вставьте пропущенное слово . Внимание – это …. сознания человека на определённые предметы и явления.

    Вставьте пропущенное слово. Память – это процесс ….. и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

    Вставьте пропущенное слово. Мышление – это процесс отражения ….. и отношений предметов и явлений объективного мира.

    Вставьте пропущенное слово . ….. – это переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, к тому, что его окружает.

    Вставьте пропущенное слово . Воля - это способность человека …… своим поведением, мобилизовать все свои силы на достижение поставленных целей.

    Соотнесите понятия методов исследования в психологии с их трактовкой:

    Наблюдение а) метод, предполагающий ответы испытующих

на конкретные вопросы исследователя;

    Тестирование б) наиболее распространённый метод, с помощью

которого изучают психологические

явления без вмешательства в их течение;

    Опрос в) метод, во время которого испытуемые

выполняют определённые действия

по заданию исследователя.

    Заполните таблицу . Строение нервной системы человека

Нервная система

Блоки нервной системы

18. Найдите определение, относящееся к выражению «Психика – это..» :

а) синоним души;

б) внутренний мир человека;

в) системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом окружающего мира, построении на этой основе картины мира, саморегуляции поведения, саморегуляции деятельности;

г) переживания и мышление человека.

19. Вставьте нужное слово в предложении «Основной задачей психологии является изучение ……… деятельности человека.

а) психической;

б) нервной;

в) физической.

20. Найдите лишнее слово, не относящееся к выражению «Психология устанавливает закономерности взаимодействия психических, познавательных процессов: »

а) ощущение;

б) восприятие;

в) мышление;

г) воображение;

д) темперамент.

21. Перечислите виды ощущений : …..

22. Вставьте слово в определение: … - это способность человека сосредоточиваться на главном в его деятельности, отвлекаясь от всего того, что находится в данный момент за пределами решаемой им задачи.

23. Вставьте слово в определение : … - это его сосредоточение на наиболее важных предметах.

24. Вставьте слово в определение : … это возможность человека иметь в сознании одновременно несколько разнообразных объектов или же выполнять сложную деятельность.

25. Вставьте слово в определение . Объем внимания характеризуется … или их элементов, которые могут быть одновременно восприняты с одинаковой степенью ясности и отчётливости.

26. Вставьте слово в определение . Устойчивость внимания – это его способность … на восприятии данного объекта.

27. Вставьте слово в определение . Отвлекаемость внимания чаще всего является следствием отсутствия … и интереса к объекту или деятельности.

28. Соотнесите виды внимания с их трактовкой:

1) Произвольное внимание а) внимание, направленное на какой- либо один объект или вид деятельности

2)Сосредоточенное внимание б) внимание, вызываемое внешними

причинами – теми или другими

особенностями объектов, воздействующих

на человека в данный момент

3) Непроизвольное внимание в) внимание – которое возникает в

результате сознательных усилий человека,

направленных на лучшее выполнение той

или иной деятельности.

29.

1) Запоминание а) этоудержание заученного в памяти,

т. е. сохранение следов и связей

2) Сохранение б) закрепления тех образов и впечатлений,

которые возникают в сознании под

воздействием предметов и явлений

действительности в процессе ощущения

и восприятия.

30.

1) Забывание а) процесс появления в сознании представлений

памяти, ранее воспринятых мыслей,

осуществление заученных движений;

2) Воспроизведение б) исчезновение, выпадение из памяти,

т. е. процесс угасания, ликвидации,

«стирания» следов, затормаживания связей.

31. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Запоминание, сохранение и а) Словесно-логическая память. воспроизведение образов ранее

воспринимавшихся предметов и

явлений действительности.

2) Память выражается в запоминании, б) Образная память

сохранении и воспроизведении

мыслей, понятий, словесных

формулировок.

3) Память проявляется в запоминании и в) Двигательная (моторная) память.

воспроизведении движений и их систем.

32. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Эмоциональная память. а) запоминание не внешней формы,

а смысла изучаемой информации;

2) Логическая память б) запоминание информации в той

форме, в которой она

воспринимается;

3) Механическая память в) на переживания.

33. Допишите определение . Процесс относительно небольшой длительности (несколько секунд или минут), но достаточной для точного воспроизведения только что происшедших событий, только что воспринятых предметов и явлений – это ….

34. Допишите определение . Характеризуется относительной длительностью и прочностью сохранения воспринятого материала – это …

35. Допишите определение . Темперамент – это … , характеризующееся динамикой протекания психических процессов.

36. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Характеризуется выраженной психической а) холерик

активностью, живой и подвижный, мимика и

движения выразительны, быстро реагирует

на происходящие события, относительно

легко переживает неприятности.

2) Его настроение отличается постоянством, б) меланхолик

чувства глубоки и устойчивы, мимика

малоподвижная, речь и движения

замедленные.

3) Отличается повышенной активностью, в) сангвиник

страстностью и энергичностью, склонен

к бурным эмоциональным вспышкам, но

способен быстро успокоиться и

менять настроение на противоположное.

    Легко ранимый, впечатлительный, г) флегматик

но внешне это проявляется слабо,

речь приглушенная, движения сдержанные,

интроверт. Следует отметить, что нельзя

выделить ни «хороший», ни «плохой» тип

темперамента, в каждом есть как достоинства,

так и недостатки.

37. Допишите определение. Характерявляется отражением …, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

38. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Человек а) занимающий определённое положение

в обществе, выполняющий определённую

общественно полезную деятельность и

отличающийся присущими только ему

индивидуально – и

социально-психологическими

особенностями.

2) Личность б) социально, общественное существо,

в то же время и существо природное,

биологическое;

39. Соотнесите понятия направленности личности с их трактовкой:

1) Потребность человека а) это образец, которому следует

человек в деятельности и

поведении;

2) Интересы б) это испытываемая ею нужда в

чём-либо;

    Моральный в) это активная познавательная

(или нравственный) идеал направленность человека

на тот или иной предмет, явление

или деятельность, связанная с

положительным эмоциональным

отношением к ним.

40. Соотнесите понятия с их трактовкой:

1) Обучениеа)это обмен информацией между людьми;

2) труд б) это средство психологического

развития личности, которое в

качестве основной цели преследует

овладение человеком определенными

знаниями, навыками, умениями;

3) Общение в) деятельность, в ходе которой

производятся предметы духовной и

материальной культуры, совершенствуются

орудия труда, улучшаются условия жизни,

развиваются наука, техника, производство,

творчество.

41. Соотнесите понятия основных видов деятельности личности с их трактовкой:

1) Привычка а) отдельные элементы деятельности,

которые позволяют выполнять

деятельность с высоким уровнем качества.

2) Умение б)это такое действие, отдельные операции

которого в результате тренировки

стали автоматическими и

осуществляются без участия сознания.

    Навык в)непреодолимое стремление

человека выполнять определенные

действия.

42. Допишите определение . Характерявляется отражением … личности, проявляющихся в деятельности и общении и выражающих отношение человека к людям и выполняемой работе.

43. Соотнесите понятия волевых качеств личности с их трактовкой:

1) Негативизм а) это построение своего поведения

в соответствии с собственными

взглядами и убеждениями;

2) Самостоятельностьб) это поведение наперекор чужому

мнению, когда не признаются

никакие советы, даже разумные;

3) Внушаемость в) поведение строится в

соответствии с чужими советами.

44. Соотнесите понятия волевых качеств личности с их трактовкой:

1) Решительность а) проявляется в способности

По специальности 050141 «Физическая культура ». 1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины ...

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050141 Физическая культура

    Образовательный стандарт

    Стандарт среднего (полного) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования . 2 дисциплине «Физическая культура » в связи со спецификой специальности ...

  • Аннотация рабочей программы по специальности 050141 Физическая культура Общеобразовательный цикл

    Документ

    ... по специальности СПО 050141 Физическая культура по специальности 050000 Образование и педагогика в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Методическое обеспечение...

  • Учебно-методическое пособие основы спортивной тренировки сураж 2013 Рекомендовано к печати научно-методическим советом гбоу спо «Суражский педагогический колледж имени А. С. Пушкина» Составители

    Учебно-методическое пособие

    Требованиями учебной программы по дисциплине «ОСТ», составленной в соответствии с учебным планом и требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 050141 - Физическая культура ...

  • Тематический контроль по программам под. ред. А.И. Никишова, И.Н. Понамаревой, В.И. Сивоглазова, Д.И. Трайтака.

    Уважаемые учителя! Эта рабочая тетрадь написана для того, чтобы научить ребят думать и рассуждать при ответах на самые разные вопросы, решении задач, выполнении заданий по биологии животных. Ее можно использовать при обучении и проверке знаний по каждой теме при работе по любой учебной программе, принятой в школе. Очень важно, чтобы ответы не угадывались школьниками, а основывались на твердых знаниях или выводились ими из условия вопроса, задания, задачи. Не менее важно уметь доказывать правильность своего ответа и убедительно объяснять, почему другие ответы неверны.

    Эта тетрадь включает как задания, похожие по своей структуре на задания экзаменационных работ, предлагаемых на ЕГЭ, так и разнообразные дополнительные вопросы, задания, задачи. Предложенный в этой тетради подход к обучению отвечать на вопросы, позволяет обсуждать со школьниками самые различные проблемы курса биологии, учить их устному и письменному выражению своей мысли, работать с терминами, понятиями, текстами. Кроме того, учебные навыки, выработанные при изучении биологии, помогут детям глубже усваивать знания по другим предметам.

    Помогите школьникам в работе с этой тетрадью – и вы увидите, насколько быстрее и глубже они станут осваивать не только биологию, но и другие предметы.

    Каждая тема рабочей тетради имеет следующие части: обучающую, тренировочную и контрольную. Тема «Тип Хордовые» состоит из 7 подтем и разделена на эти части только в самом начале, при рассмотрении общей характеристики типа. В обучающей части показаны примеры рассуждений, даются ответы на большинство вопросов и комментарии к ним. В тренировочной части ответы также приводятся в большинстве случаев. Наконец, в контрольной части нужно самостоятельно выполнить задания.

    Виды заданий, встречающиеся в проверочных, контрольных, экзаменационных работах

    Приступая к работе с тетрадью, внимательно изучите примеры заданий разных видов. Научитесь их узнавать.

    * Готовится к выходу в издательстве «ЭКСМО».

    ** Некоторые задания обучающей части тетради, помеченные звездочкой, взяты из различных изданий, список которых приведен в конце

    А) зарождение жизни на Земле Б) Появление древнейших людей В) Образование Солнечной системы Г) Образование галактик Д) появление млекопитающих на Земле Е) Большой взрыв

    Что не относится к принципиальным биологическим отличиям человека от других живых существ

    1) развитый речевой аппарат 2) высокая степень развития кистей рук 3) постоянная температура тела 4) большой по сравнению с другими органами тела объем головногомозга.

    А) Биологическая эволюция человека шла, прежде всего, в области развития мозга.

    Б) Социокультурная эволюция человека в настоящее время преобладает над биологической

    Вставьте пропущенные слова (можно менять грамматичексие формы слов)

    Большинство современных учёных придаёт большое значение_________________ ______________как фактору, оказавшему самое существенное влияние на эволюцию человечества.

    А) откровение Б) экологический В) трудовой Г) отношения Д) катастрофа Е) религиозный

    Прародиной человечества считается

    1) Северная Америка 2) Австралия 3) Южная Африка 4) Юго-Восточная Азия

    6.Соотнесите понятия и определения?

    А) Совокупность врожденных реакций организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражители Б) Деятельность мозга, направленная на отражение сущности явлений и отношений между ними, составляющих реальный мир В) форма деятельности человека, направленная на получение знания о реальности Г) Гигантское скопление нервных клеток (нейронов) и волокон (дендритов), представляющих ветвящиеся отростки клеток, воспринимающие сигналы от других нейронов, рецепторных клеток или непосредственно от раздражителей Д) соответствие знания о явлении реальности, самому явлению Е) соотношение знания человека о реальности с самой реальность

    7.Что общего у этих понятий: житейский опыт, религия, искусство, наука?___________________________________

    8. Вставьте пропущенное слово . К признакам человека __________ относятся: объективность, наличие особого языка описания реальности (терминология), системность, доказательность, собственная методология (способ описания реальности).



    Выберите правильный вариант ответа.

    А) Относительная истина – неполное знание о чём-либо.

    Б) Главный критерий истины – практика.

    1) Верно А 2) Верно Б 3) Верно А и Б 4) Нет верного ответа

    Закончите определения понятий

    1) Часть реальности, которая не создана человеком, естественная среда обитания живых существ - ________

    2) Обособившаяся от ___________, но тесно связанная с ней часть реальности, включающая в себя людей и отношения между ними - __________________

    3) Окружающий человека мир, он сам, и его сознание - ___________

    11.Какую информацию обществоведческого характера вы можете извлечь из этих изображений?

    _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________

    12.Какие понятия лишние в этом ряду и почему?_____химия,физика

    Уметь

    Знать

    УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ№4

    Производные зародышевых листков

    Таблица 4

    Зародышевые листки и их производные.

    А) эктодерма:_______________________________________________________

    Б) энтодерма:________________________________________________________

    В) мезодерма:________________________________________________________

    1) скелœетная мускулатура

    2) поджелудочная желœеза и печень

    3) эпителий кожи

    4) эмаль зубов

    5) соединительная ткань

    6) эпителий лёгких

    7) органы зрения, обоняния

    8) кровеносная и мочеполовая системы

    3. Морфологические признаки зародыша на ранних стадиях развития:

    А) гаструла:__________________________________________________

    Б) нейрула:_______________________________________________________

    1) эктодерма

    2) энтодерма

    3) мезодерма

    5) нервная пластинка

    6) бластопор (первичный рот)

    Задание 4. Выберите верные утверждения

    1) Первая стадия зародышевого развития принято называть бластулой.

    2) Гаструла представляет двухслойный мешок.

    3) Мейоз - ϶ᴛᴏ тип делœения, в результате которого образуются половые клетки.

    4) Процесс митоза состоит из двух последовательных клеточных делœений.

    5) Неполовые хромосомы называются аутосомами.

    6) В результате первого делœения мейоза образуются клетки с уменьшенным набором хромосом.

    7) В конце интерфазы ядерная оболочка распадается, ядрышко исчезает.

    8) В эмбриогенезе повторяются взрослые стадии предковых форм.

    9) Лишенные ядра клетки эукариот могут существовать долгое время.

    10) Онтогенез организма есть краткое повторение зародышевых стадий предков.

    Задание 5 . Закончите недописанные фразы

    1) В процессе эмбрионального развития ткани зародыша оказывают влияние …

    2) Индивидуальное развитие принято называть …

    3) Онтогенез каждой особи есть краткое и быстрое повторение …

    4) В эмбриональном периоде выделяют 3 базовых этапа: дробление, гаструляция и

    5) После завершения гаструляции у зародыша образуется комплекс осœевых органов: нервная трубка, хорда и…

    6) Процесс превращения в результате, которого у организма формируется признак взрослого животного, принято называть …

    7) Развитие осœевого комплекса органов принято называть …

    8) Процесс появления и нарастания морфологических и функциональных различий между отдельными клетками и частями зародыша принято называть

    9) Двухслойный зародыш принято называть …

    10) Детерминация это ….

    11) Тотипотентность это …

    12) Различают следующие типы бластул…

    13) В бластоцисте различают ….

    14) Нейруляция это….

    15) Спланхнотом это…

    16) Образование двухслойного зародыша у позвоночных животных осуществляется следующими способами…

    17) Пубертатный скачок это

    18) В эмбриогенезе человека выделяют следующие критические периоды…

    19) Лабильная детерминация характеризуется…

    20) Канализация характеризуется….

    Задание 6. Рассмотрите рисунок 7 и заполните таблицу 4.

    Эктодерма Мезодерма Энтодерма

    Рис.7. Начальные этапы гисто и органогенеза.

    Раздел: Эволюционное учение, эволюция систем органов

    Цель: изучив, данный раздел студент должен

    · эволюционное учение Ч.Дарвина

    · биогенетический закон Ф.Мюллера-Э.Геккеля

    · примеры рекапитуляций

    · ценогенезы и филэмбриогенезы

    · понятие корреляций и координаций

    · основные этапы закладки сердца и магистральных сосудов в подтипе позвоночных

    · прогрессивные изменения в данном подтипе, связанные с усложнением в строении сердца, дифференцировки сосудов

    · основные направления эволюции сердечнососудистой системы и гомологию органов

    · закладку головного мозга у позвоночных животных

    · строение головного мозга рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих

    · определять онтофилогенетические пороки и их классификацию

    · знаниями о закономерностях филогенетических преобразований органов сердечнососудистой, системы нервной систем для объяснения процессов формирования в онтогенезе человека базовых аномалий развития

    Основные понятия: эволюция, филогенез, аномалии развития, ценогенезы, филэмбриогенезы, рекапитуляция

    Задание 1. Выполнить тестовые задания

    Выберите один правильный ответ

    1. МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЗНАКОМ КРОВЕНОСНОЙ СИСТЕМЫ РЫБ ЯВЛЯЕТСЯ

    1) два круга кровообращения

    2) трехкамерное сердце

    3) четырехкамерное сердце

    4) двухкамерное сердце

    2. ПОЛНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ АРТЕРИАЛЬНОГО И ВЕНОЗНОГО КРОВОТОКА ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

    1) ланцетника

    2) млекопитающих

    4) рептилий

    3. ПРИСУТСТВИЕ БОТАЛЛОВА ПРОТОКА У ВЗРОСЛЫХ ОСОБЕЙ ХАРАКТЕРНО ДЛЯ

    1) хвостатых амфибий и черепах

    2) млекопитающих

    4) ланцетника

    4. IV ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В

    1) сонные артерии

    2) дуги аорты

    3) легочные артерии

    4) спинную аорту

    5. VI ПАРА АРТЕРИАЛЬНЫХ ЖАБЕРНЫХ ДУГ ПРЕОБРАЗУЕТСЯ В

    1) сонные артерии

    2) дуги аорты

    3) легочные артерии

    4) боталлов проток

    6. ДВА КРУГА КРОВООБРАЩЕНИЯ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

    1) млекопитающих

    3)амфибий

    7. СОННЫЕ АРТЕРИИ НЕСУТ КРОВЬ

    1) смешанную

    2) артериальную

    3) венозную

    4) голубую

    8. ИНТЕГРИРУЮЩИЙ ОТДЕЛ ГОЛОВНОГО МОЗГА У РЕПТИЛИЙ

    1) передний

    2) средний

    3) промежуточный

    9. ДРЕВНЯЯ КОРА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

    2) амфибий

    3) рептилий

    4) млекопитающих

    10. МОЗОЛИСТОЕ ТЕЛО СОЕДИНЯЕТ ПОЛУШАРИЯ ПЕРЕДНЕГО МОЗГА У

    2) рептилий

    3) амфибий

    4) млекопитающих

    11. Ихтиопсидный тип головного мозга характерен для

    1) млекопитающих

    3) рептилий

    4) амфибий

    12. НОВАЯ КОРА ПЕРЕДНЕГО МОЗГА ВПЕРВЫЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ У

    2) амфибий

    3) рептилий

    4) млекопитающих

    13. МОЗЖЕЧОК ПЛОХО РАЗВИТ У

    2) амфибий

    4) млекопитающих

    14. Предпочка полностью развивается и функционирует как самостоятельный орган у

    1) личинок рыб

    2) у земноводных

    3) пресмыкающихся

    4) млекопитающих

    15. Первичные почки формируются и функционируют у

    3) млекопитающих

    4) пресмыкающихся

    16. Вторичные почки функционируют у

    1) млекопитающих

    3) личинок рыб

    4) у земноводных и рыб

    17. Почки человека располагаются

    1) в туловищной области

    2) тазовой области

    3) брюшной полости

    4) поясничной области

    18. У человека за сутки фильтруется

    1) 150 л плазмы крови

    2) 200л плазмы крови

    3) 10л плазмы крови

    4) 1500 л плазмы крови

    19. Первичные половые клетки обособляются в эмбриогенезе на стадии

    2) дробления

    3) гаструляции

    4) нейруляции

    Выберите несколько правильных ответов

    20. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ СЕРДЦА У ЧЕЛОВЕКА

    1) шейная эктопия сердца

    2) зеркальное (правостороннее) положение сердца

    3) брюшная эктопия сердца

    4) грудная эктопия сердца

    5) расширение предсердий

    6) персестирование боталлова протока

    21. ВРОЖДЕННЫЕ ОНТОФИЛОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ПОРОКИ ГОЛОВНОГО МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

    1) анэнцефалия

    2) гидроцефалия

    4) голопрозэнцефалия

    5) прозэнцефалия

    6) пахигирия

    23. Для зауропсидного типа головного мозга характернО

    1) хорошо развитые большие полушария

    2) хорошо развитые мозг и мозжечок

    3) появляются полосатые тела

    4) появляется древняя кора

    5) хорошо выражена асимметрия мозга

    24. Филогенетические пороки развития нервной системы у человека

    1) анэнцефалия

    2) микроцефалия

    3) рахисхис

    4) полидактилия

    5) альбинизм

    25. типы почек, развивающихся в процессе индивидуального развития у амниот

    1) пронефрос

    2) протонефрос

    3) мезонефрос

    4) экзонефрос

    5) метанефрос

    6) эндонефрос

    26. Аномалии развития половых органов женщины связанные с филогенезом половой системы

    1) нарушение редукции вольфовых каналов

    2) удвоение матки

    3) отсутствие матки

    4) отсутствие яйцеводов

    5) двурогая матка

    27. У плацентарных млекопитающих Мюллеров канал дифференцируется В

    1) собственно яйцевод

    2) копулятивные органы

    4) влагалище

    5) яичники

    Определите соответствующие пары

    28. АРТЕРИАЛЬНЫЕ ЖАБЕРНЫЕ ДУГИ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРЕОБРАЗУЮТСЯ

    1. II пара. а) легочная артерия

    2. III пара. б) сонные артерии

    3. IV пара. в) дуги аорты

    4. VI пара. г) редуцируются

    29. У НАЗЕМНЫХ ПОЗВОНОЧНЫХ ПРОИСХОДИТ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ

    1.передние кардинальные вены а) коронарный синус сердца

    2.правый кювьеров проток б) яремные вены

    3.левый кювьеров проток в) верхней полой вены

    Задание 2: Ответьте на вопросы.

    1. Дайте определœение филогенеза.

    2. У каких организмов впервые появляется кровеносная система?

    3. Назовите основные аномалии и пороки развития артериальных сосудов.

    4. Назовите основные аномалии и пороки развития нервной системы.

    Задание 3: Рассмотрите рисунок 8, перенесите в альбом и заполните недостающие элементы.


    Рис.8. Развитие нервной системы в эмбриогенезе у позвоночных животных

    Задание 4: Заполните таблицу 5

    Владеть - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Владеть" 2017, 2018.


    Рост и развитие - сложные явле­ния, включающие не только увеличе­ние размеров, но также процессы дифференцировки и формообразования.

    Рост - это увеличение размеров тела или его частей. В его основе ле­жат следующие клеточные процессы: 1) увеличение числа клеток, или ги­перплазия; 2) увеличение размеров клеток, или гипертрофия; 3) увеличе­ние межклеточного вещества, или аккреция. Увеличение числа клеток есть функция клеточных делений (митоза). Увеличение размеров кле­ток происходит вследствие увеличе­ния размеров функциональных внутриклеточных единиц, в первую очередь, белковой природы. Межкле­точные субстанции, как органическо­го, так и неорганического характера, связывают и аггрегируют клетки между собой в сложные комплексы.

    Гиперплазия, гипертрофия и ак­креция - постоянные участники ро­стового процесса, но их конкретный вклад зависит от «времени и места», т. е. от конкретного периода онтогене­за и характера растущей ткани. Например, число нейронов (клеток мозга) определяется уже к середине бе­ременности, в то время как число мы­шечных волокон окончательно уста­навливается только после рождения.

    Созревание труднее поддается оп­ределению, чем рост. Часто его харак­теризуют как процесс перехода к зре­лому состоянию, однако само понятие зрелости варьирует в зависимости от того, о каком из биологических пара­метров идет речь. Так, например, под половой зрелостью подразумевается полное достижение организмов фун­кциональной способности к воспроиз­водству. Костная зрелость означает полную оссификацию скелета у взрослого человека. Созревание отра­жает темпы и сроки процесса перехо­да к взрослому состоянию и тесно свя­зано с таким понятием, как биологи­ческий возраст (подробнее об этом см. в следующих подразделах). Суще­ствует значительная индивидуальная изменчивость в сроках созревания. Например, двое детей одного и того же возраста и длины тела могут раз­личаться по такому параметру, как процент достижения ими окончатель­ной длины тела, когда один ребенок достиг, скажем, только 65% своей де­финитивной (окончательной) длины тела, а другой - всех 80%.

    Таким образом, хотя основное различие между ростом и созревани­ем состоит в том, что рост фокусиру­ется на размерах тела, а созрева­ние - на темпах их достижения, оба эти процесса неразрывно связаны.

    Термины «рост» и «созревание», как правило, всегда сопровождают­ся еще одним понятием - «разви­тие». Этот термин включает в себя, по меньшей мере, два основных ас­пекта: биологический, когда речь идет о развитии тканей, систем орга­нов и т. д. в процессе пренатального и постнатального онтогенеза, и пове­денческий (психологический, соци­альный), когда ребенок осваивает навыки общения и поведения в кон­тексте того или иного социально-культурного окружения.


    К основным закономерностям ро­ста и развития относятся необрати­мость, постепенность, цикличность, гетерохрония, эндогенность, инди­видуальное разнообразие (Хрисанфова. Перевозчиков, 1991).

    Необратимость - невозмож­ность возвращения растущего орга­низма к предыдущим стадиям, т. е. рост - поступательный процесс.

    Постепенность - стадии роста и развития идут последовательно, одна за другой.

    Гетерохрония - разные системы организма и разные признаки растут и развиваются неодновременно.

    Эндогенность - отражает генети­ческую «заданность» ростовых про­цессов, удерживающих их в опреде­ленных - видоспецифических - рамках.

    ^ Индивидуальное разнообразие по­зволяет объяснить вариабельность процессов роста и созревания, реали­зующихся вследствие взаимодей­ствия генетической программы и ус­ловий среды.

    Процессы роста и развития харак­теризуются цикличностью, т. е. про­исходят не плавно и постепенно, а циклами, или «пульсами». Многочис­ленными исследованиями последних лет показано, что периоды активного роста перемежаются с периодами его торможения. Механизм чередования этих фаз можно связать с чередовани­ем процессов гиперплазии и гипертро­фии. Какова частота ростовых цик­лов, или пульсов? На рис. VI. 3 изоб­ражена кривая роста длины голени 8-летнего мальчика, измерявшегося еженедельно на протяжении несколь­ких месяцев. Как видно, периоды ак­тивного роста разной степени интен­сивности чередуются с периодами за­тухания или почти полного его отсутствия - так называемыми «стазисами». Понятно, что выявление пульсов и стазисов требует проведе­ния особенно тщательных измерений и новых методических подходах. Бла­годаря изобретению нового измери­тельного прибора, названного «кнемометром» (от греческого «кнемо» -го­лень), стало возможным исследовать не только недельные, но даже суточ­ные, ритмы. Пульсы и стазисы раз­личных сегментов тела не совпадают по времени - классический пример гетерохронии. В одном японском ис­следовании при ежедневных измере­ниях двух детей - 7,5 и 6 лет - было показано, что рост в длину происхо­дил в основном за счет нижних конечностей, за исключением сезонных «пульсов» роста туловища в весеннее время (еще один убедительный при­мер гетерохронии). Сезонные циклы ростовых процессов выявлены в рабо­тах многих исследователей, но мы еще вернемся к ним в подразделе, по­священном средовым факторам, ока­зывающим влияние на рост.

    Одним из основных понятий ауксологии и возрастной антропологии в це­лом является понятие «онтогенеза». Этот термин был введен в биологию Э. Геккелем при формулировании им биогенетического закона. Онтогенез, отражающий изменения в процессе индивидуального развития организ­мов (от греч. «онтос» - бытие), про­тивопоставлялся филогенезу - изме­нениям таксономических единиц в процессе эволюции (от греч. филон - раса), и относился вначале только к пе­риоду развития. Однако впоследствии под онтогене­зом стали понимать все пос­ледовательные преобразова­ния организма, от зачатия до окончания жизненного цикла.


    Постнатальный онтогенез человека и методы его изучения
    Возрастная периодизация постнатального онтогенеза человека

    Существует немало пери­одизаций онтогенеза, древ­нейшие из которых при­надлежат еще античным ученым. В последующие сто­летия в разработку периоди­зации индивидуального раз­вития внесли свой вклад многие ученые (например, в XX в. - немецкие ученые С. Штрац, Г. Гримм, российские ученые - В.В. Бунак, И.А. Аршавский и др.) В нашей стра­не наиболее распространенной счита­ется схема возрастной периодизации постнатального развития человека, принятая на VII Всесоюзной конфе­ренции по проблемам возрастной мор­фологии, физиологии и биохимии в 1965 г. (табл. VI. 1).

    Таблица VI. 1.

    ^ Схема возрастной периодизации постнатального онтогенеза человека

    Существуют и другие схемы пери­одизации. Так, например, в книге немецкого ученого X. Ремшмидта (1994) приводятся следующие возра­стные стадии детства и взросления:

    Младенчество - от рождения до кон­ца 1-го года жизни.

    Детство - от рождения до конца 13-го года жизни.

    Подростковый возраст - 12/14-18 лет.

    Юность - 18-21 год.

    Одна из последних попыток пери­одизации онтогенеза принадлежит известному американскому антропо­логу и ауксологу Б. Богину (Bogin, 1999). Основные стадии жизненного цикла человека, по Б. Богину, с крат­кими характеристиками представле­ны в табл. VI. 2.

    ТаблицаУ!. 2. Стадии жизненного цикла человека (Bogin, 1999)

    Предлагая новую периодизацию, Б. Богин дает новые трактовки выде­ленным стадиям, с позиций эволю­ционной антропологии,подчеркивая особую эволюционную значимость в развитии человека таких стадий, как детство, ювенильный и подростко­вый периоды. Можно соглашаться или не соглашаться с предлагаемой Богиным схемой периодизации онто­генеза, однако представляется весь­ма уместным рассмотреть те особенности индивидуального развития че­ловека, которые отличают его от ос­тальных животных, в том числе, и от приматов. Сразу же отметим, что мы будем рассматривать в дальнейшем только период постнатального онто­генеза, причем те его стадии, кото­рые касаются роста и развития.

    Индивидуальное развитие челове­ка существенно отличается от онто­генеза животных. По некоторым па­раметрам человек сближается с при­матами, хотя опять-таки велики и отличия между ними.

    Представители семейства млеко­питающих сильно варьируют как по показателям продолжительности жизни, так и по размерам тела. Ис­ключая приматов (вместе с челове­ком), в ряду млекопитающих наблю­дается закономерность удлинения отдельных периодов онтогенеза с уве­личением размеров тела. Это в первую очередь справедливо для соотношения между весом тела взрослой особи и продолжительностью внутриутроб­ного развития, а также, хотя и в мень­шей степени, -возраста достижения 50% или 98% дефинитивного (окон­чательного) веса тела. При включе­нии в анализ соответствующих дан­ных по приматам, общая картина не­сколько усложняется (табл. VI. 3; табл. VI. 4). Человек живет дольше других приматов - свыше 70 лет, тогда как максимальная продолжи­тельность жизни шимпанзе в неволе составляет около 45 лет. Удлинение общей продолжительности жизни оз­начает и удлинение отдельных ее фаз, или периодов.

    Таблица VI. 3.

    Продолжительность ростового периода у млекопитающих, % к продолжительности жизни

    Таблица VI. 4.

    Некоторые характеристики процессов роста у представителей различных видов млекопитающих (самки)

    ^ Сравнительный онтогенез человека и животных

    Важнейшей чертой человека, при­обретенной в процессе эволюции, яв­ляется удлинение периода, отделяю­щего момент рождения от половозрелости, т. е. от взрослого состояния. Удлинение периода детства, сравни­тельно с остальными млекопитающи­ми, включая приматов, достигает у человека максимального выражения.

    При этом для большинства млеко­питающих характерен постепенный переход от детского к взрослому состо­янию, без драматического увеличения скоростей роста, как это наблюдается у человека. У млекопитающих с вы­соким уровнем социальной организа­ции, например, у волков, диких со­бак, львов, слонов и, конечно, прима­тов, можно выделить специальный, «ювенильный» период, отделяющий детскую стадию от половозрелости, однако и он, как правило, проходит на фоне снижения скоростей роста.

    Характер постнатального роста приматов характеризуется чрезвы­чайным разнообразием. На рис. VI. 4 изображены кривые ежегодных при­ростов веса тела (скоростей роста) у представителей различных видов приматов. Как видно из рисунков, пубертатное увеличение скоростей рос­та (ростовой спурт) полностью отсут­ствует у мармозеток, обнаруживает значительный половой диморфизм (сильная выраженность у самцов и практическое отсутствие у самок) сре­ди павианов и отчетливую выражен­ность для обоих полов у колобусов.

    У шимпанзе ход кривых возрастного увеличения веса тела (рис. VI. 5) явно напоминает таковой у человека (рис. VI. 6). В обоих случаях значи­тельные скорости роста при рожде­нии постепенно снижаются до опре­деленного предела, а затем вновь рез­ко увеличиваются, характеризуя наступление подросткового скачка роста. Таким образом, у человекооб­разных обезьян наблюдается не толь­ко тенденция к увеличению продол­жительности детства (свойственная всем приматам), но и проявляется отсрочка времени наступления поло­вого созревания. Этот вывод, основы­вающийся, как уже отмечалось, на возрастных изменениях веса тела, кажется не столь обоснованным, ког­да речь идет о скелетных размерах. По мнению Б. Богина, отсрочка вре­мени наступления полового созрева­ния у человека выражена намного сильнее, чем у других приматов, включая и человекообразных обезь­ян. Эта особенность, наряду со зна­чительно большей интенсивностью роста во время пубертатного перио­да, приводит к появлению уникаль­ных видоспецифических для челове­ка ростовых кривых.

    В табл. VI. 5 суммирована инфор­мация о некоторых событиях пубер­татного периода у макак резусов и шимпанзе. Как видно из таблицы, у шимпанзе, по сравнению с макаками, происходит значительная отсрочка событий пубертатного периода, как у самцов, так и у самок. При этом сам­ки представителей обоих видов при­матов опережали самцов по всем пе­речисленным показателям. При ана­лизе данных, приведенных в таблице, необходимо подчеркнуть, что у обезь­ян, по сравнению с человеком, наблюдается иная последовательность собы­тий пубертатного периода: у челове­ка наступление половой зрелости (менархе у девушек) отмечается после прохождения пика максимальной скорости роста. У обезьян эти соотно­шения нарушаются: у макак резусов половозрелость у самок отмечена даже до начала спурта, а у самок шимпанзе - в среднем до начала пубертатного скачка роста.

    Таблица VI. 5. Возраст подросткового скачка роста и половозрелости у макак резусов и шимпанзе

    Примечание. N - число особей; М - средняя величина; s - среднее квадратическое отклонение.

    Удлинение детства и замедление роста и развития расширяют возмож­ности обучения и приобретения соци­альных навыков. Наметившись у приматов, эта тенденция получает свое окончательное развитие у чело­века. По сравнению с человекообраз­ными обезьянами, у человека позже прорезывается первый моляр, позже начинается менструирование и насту­пает период деторождения. Очевид­но, с эволюционной точки зрения, развитие вышеупомянутых особенно­стей, наряду с развитием мозга, язы­ка и культуры, дало человеку значи­тельные преимущества, связанные, в первую очередь, с освоением социаль­но-культурного опыта. Продолжи­тельное детство, согласно классиче­скому объяснению, дает человеку сразу несколько преимуществ, глав­нейшими из которых являются более длительный период роста мозга; на­личие большего времени для освое­ния технических навыков, например, для изготовления орудий; больше времени для социализации, игры, для развития системы социальных ролей и культурного поведения.

    Б. Богин в своих последних рабо­тах дает еще одно объяснение тому, почему для человека как биологиче­ского вида характерен столь продол­жительный период детства. По мне­нию Богина, небольшие размеры тела и подчеркнутая «детскость», выражающаяся прежде всего в соот­ношениях мозгового и лицевого че­репа, могли служить своеобразными стимуляторами родительских чувств со стороны взрослых членов сообще­ства. В подтверждение своей гипоте­зы Богин приводит данные о том, что взрослые индивиды в большей степе­ни склонны защищать и кормить ма­лышей с выраженной «неотенией» лицевых черт. При сравнении детей, подвергавшихся насилию со стороны взрослых, и контрольной группы вы­яснилось, что у первых было в сред­нем меньшее соотношение между мозговым и лицевым черепом, т. е. они были менее «неотеничны», чем дети из контрольной группы, о кото­рых взрослые нежно заботились.

    В этой связи интересно проанали­зировать, как менялось соотношение между отдельными стадиями разви­тия в процессе эволюции у представи­телей различных групп гоминид. На рис. VI. 7 представлено соотношение между отдельными стадиями онтоге­неза у некоторых представителей го­минид. Как видно, в процессе эволю­ции увеличивалась продолжитель­ность всех стадий, в особенности касающихся ростового периода. Ко­нечно, изучение ростовых процессов у ископаемых гоминид неизбежно связано с тем, что соответствующие хронологические маркеры могут быть воспроизведены только по ана­логии с современными популяциями (подробно см. раздел II). Это значи­тельно усложняет задачу исследова­телей. Периодизация онтогенеза ис­копаемых гоминид базируется на осо­бенностях зубной и костной системы. Существуют некоторые соотношения между временем прорезывания пер­вых постоянных моляров (коренных зубов) и размерами мозга. Так, напри­мер, у австралопитековых (объем мозга 300-400 см 3) первые моляры, вероятно, прорезывались в возрасте от 3 до 3 с половиной лет. Продолжи­тельность жизни этих гоминид насчитывала, скорее всего, 35-40 лет. У Homohabilis с объемом мозга 580-750 см 3 прорезывание первого моля­ра происходило примерно в 4,5 года, а продолжительность жизни состав­ляла около 50 лет и т. д. У Homo erectus (объем мозга - 900-1100 см 3) появление первых моляров отмеча­лось, вероятно, в 5 с половиной лет. Люди современного типа (Homo sapi­ens), обладающие самым крупным мозгом (в среднем объем мозга - 1400 см 3), также отличаются наибо­лее длительным периодом прорезыва­ния первых моляров, которые появ­ляются у них около 6 лет. В то же вре­мя современные люди отличаются наибольшей для всех приматов про­должительностью жизни и ростовых фаз онтогенеза (рис. VI. 9).

    Методы изучения постчатального роста человека

    Основным методом изучения постнатального соматического роста ос­тается антропометрический (от греч. «антропос» - человек, «мет-рос» - измерения), который дает возможность изучения изменений размеров тела с возрастом. Суще­ствуют два основных «тактических» приема в изучении ростовых процес­сов. Это уже упоминавшиеся «попе­речные» и «продольные» (лонгиту-диналъные) исследования.

    При поперечном исследовании делается как бы поперечный срез по­пуляции (отсюда и название), когда измеряется большое число детей раз­личных возрастов, но каждый инди­вид попадает в общую выборку толь­ко один раз.

    При продольном исследовании одни и те же дети измеряются после­довательно в каждом возрасте с теми или иными, обычно регулярными интервалами, на протяжении опре­деленного отрезка времени - в зави­симости от стратегии исследователь­ского проекта.

    Оба метода находят широкое при­менение в ауксологии. Результаты поперечных исследований использу­ются в основном для составления популяционных стандартов роста, при сравнительных исследованиях сопо­ставления характера роста в зависи­мости от воздействия тех или иных факторов внешней среды. С другой стороны, информацию об истинных скоростях роста можно получить только при анализе продольных об­следований.

    Иногда встречаются исследова­ния «третьего рода», так называемые «смешанно-продольные», когда не­сколько исходных возрастных ко­горт изучаются продольно в течение ограниченного отрезка времени, с последующим их пересечением. До­пустим, например, что в 1990 г. были впервые обследованы две группы де­тей 7 и 12 лет. В дальнейшем их из­меряли повторно (лонгитудинально), в течение 5 лет, чтобы получить два отрезка ростовой кривой: с 7 до 12 и с 12 до 17 лет. Кажущимся пре­имуществом этого метода является его экономичность в смысле затрат времени: на сбор «истинно» продоль­ной информации об этом временном периоде ушло бы еще 5 лет. Однако недостатки метода значительно бо­лее существенны: претендуя на «продольность», он дает лишь очень при­близительную характеристику ско­рости роста, вследствие отсутствия точной информации в точке (точках) перекреста. По крайней мере, опро­бовав эту тактику в одном из наших проектов, мы впоследствии отказа­лись от нее, в частности, потому, что значительные диахронные измене­ния существенно исказили истин­ную картину ростовых процессов в популяции (Миклашевская, Соловь­ева, Година,1988).

    Выбор метода обследования цели­ком зависит от поставленной задачи: для того, чтобы дать характеристику статуса физического развития расту­щей части той или иной популяции, вполне достаточно добросовестно вы­полненного поперечного обследова­ния. Если же целью исследования яв­ляется мониторинг тех или иных ро­стовых закономерностей, например, проявления сезонных изменений и т. д., идеальным методом будет про­дольное обследование.

    Изучение постнатального сомати­ческого роста, как уже говорилось, осуществляется в основном с помо­щью антропометрических (измери­тельных) и антропоскопических (описательных) методик. Вкратце упомянем, какие именно измерения и приборы используются в ауксологии (некоторые описательные - антропоскопические - методики при­ведены в разделе, посвященном био­логическому возрасту).

    Прежде всего отметим, что число измерений, проводимых на живом человеке, может быть практически бесконечным, поэтому выбор конк­ретной измерительной программы всегда зависит от задач исследования и возможностей исследовательской группы. Наиболее широко распро­странены измерения тотальных размеров - длины и веса тела. Дли­на тела, а также его пропорции (дли­на туловища, длины конечностей, их сегментов и т. д.) измеряются, как правило, антропомером (рис. VI. 8). При этом должна быть тщательно со­блюдена поза, в которой стоит изме­ряемый: прямо, но без особого напря­жения, ступни по возможности со­прикасаются пятками (исключение составляют индивиды с выраженной Х-образной формой ног), расстояние между носками - 10-15 см, спина выпрямлена; грудь слегка выдается вперед; живот подобран; руки вып­рямлены; пальцы прижаты к телу; плечи находятся в естественном по­ложении- они не должны быть чрезмерно опущены или подняты, вытянуты вперед или отведены на­зад; голова ориентирована так, что­бы глазнично-ушная горизонталь (линия, проходящая через козелок уха и наружный край глазницы) была параллельна полу. Измеряе­мый, раздетый до трусов, должен стоять спокойно и не менять позу в течение всего процесса измерений. Необходимо также учитывать суточ­ные изменения длины тела: за счет уплощения межпозвоночных дисков она может уменьшаться к вечеру.

    Мы специально так подробно ос­тановились на описании процедуры измерений только длиннотных раз­меров тела. Зачастую приходится сталкиваться с пренебрежительным отношением к антропометрии. В наш век компьютеров и молекулярной биологии антропометрическая мето­дика кажется простой, легкой и не требующей особой подготовки. Одна­ко это обманчивая простота: суще­ствует множество методических ре­комендаций и ограничений, направ­ленных на получение достоверных и воспроизводимых результатов. Без точного соблюдения этих рекоменда­ций измерения превращаются в пус­тую трату времени, а полученная в итоге информация - в набор бес­смысленных цифр. Не имея возмож­ности дать подробную характеристи­ку всем методическим рекоменда­циям, мы надеемся в ближайшем будущем осуществить издание спе­циального методического пособия, так как необходимость в нем давно назрела (фактически со времен клас­сического труда В.В. Бунака «Антро­пометрия», не переиздававшегося с 1941 г. и давно ставшего библиогра­фической редкостью, аналогичных пособий в свет не выходило).

    Следующая группа измеритель­ных признаков, основывающихся на скелетных размерах, - диаметры тела: плеч, таза, поперечный и про­дольный диаметры грудной клетки. Они измеряются специальным инст­рументом - большим толстотным циркулем. Нередко для учета роста костного компонента измеряются также диаметры суставных мыщел­ков - локтя, запястья, колена и ло­дыжки - с использованием скользя­щего циркуля.

    Информацию о развитии мягких тканей, в первую очередь мышц, можно получить при измерении ок­ружностей, или обхватов, грудной клетки, плеча, предплечья, бедра, голени и т. д. Измерения производят­ся сантиметровой лентой и также требуют особой тщательности и чет­кой стандартизации.

    ^ Жировые складки на туловище и конечностях измеряются калипером, обеспечивающим стандартный нажим на мягкие ткани. По величи-

    не жировых складок и окружностей тела рассчитываются жировой и мы­шечный компоненты тела (см. раз­дел, посвященный составу тела).

    Большая группа измерений про­изводится на голове и лице. Их осо­бая ценность в том, что информацию можно получить уже в раннем дет­стве (например, об окружности голо­вы): рост головы (как и мозга) закан­чивается раньше других частей тела.

    В принципе, число измерений мо­жет быть практически бесконечным. В связи со специальными задачами проводятся измерения разных частей тела, например, измерения стопы, кисти для целей легкой промышлен­ности и составляющих их элементов.

    Подытоживая сказанное выше, необходимо отметить, что длина и вес тела обеспечивают информацию о росте ребенка в целом, а остальные размеры - о росте отдельных частей и тканей тела. Костные диаметры описывают общие размеры скелета, обхваты конечностей дают представ­ление о развитии мышечной ткани, жировые складки - о количестве и распределении подкожного жира. Дети, имеющие одинаковые длину и даже вес тела, могут сильно разли­чаться по пропорциям, форме тела и развитию мягких тканей.

    Измерительные признаки служат основой для расчета и вычисления ряда производных признаков, а так­же соотношений размеров - индек­сов. Хотя существует огромное коли­чество различных индексов*, мы упо­мянем здесь только один из них:

    * Метод индексов неоднократно подвер­гался справедливой критике, в частности, потому, что составные части индекса все­гда оказываются высоко скоррелированными.

    Индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кетле. Это один из многочисленных весоростовых индексов, расчет кото­рого производится по формуле P/L 2 , где Р - вес тела, L - длина тела. В последнее десятилетие этот индекс получил широкое распространение в ростовых исследованиях и вошел во все учебники по ауксологии, издан­ные, в основном, на Западе. При про­стоте расчета он дает хорошее пред­ставление о компонентах массы тела, в первую очередь о развитии жирово­го слоя, хорошо согласуется с данны­ми о питании (или недоедании) детей и является составной частью различ­ных популяционных стандартов (см. раздел «Процентильный метод»).

    Основные характеристики постнатального роста

    Как уже говорилось, ростовые гра­фики бывают двух видов: одни отра­жают постоянное увеличение длины тела с возрастом - это так называе­мые «дистантные» кривые, другие - кривые приростов, или «скорост­ные» , характеризуют скорость росто­вого процесса и намного лучше «дис-тантных» отражают его суть.

    На рис. VI. 9 изображены кривые, отражающие рост длины и веса тела в разных возрастно-половых группах московских мальчиков и девочек от 7 до 17 лет. Согласно общепринятым в ауксологии правилам, возрастная группировка должна производиться таким образом, чтобы середина воз­растного интервала (а значит, и сред­ний возраст группы) приходилась на целое число лет. Так, в группу 7-лет­них входят дети от 6 лет 6 мес. до 7 лет 5 мес. 29 дней (средний возраст 7 лет), в группу 8-летних - дети от

    7 лет 6 мес. до 8 лет 5 мес. 29 дней и т. д. Кривые, представленные на рис. VI. 9, демонстрируют собой ти­пичный пример дистантных кривых. Они отражают размеры тела, достиг­нутые детьми в том или ином возрас­те, а также «расстояние», пройден­ное ими до завершения пути, т. е. до взрослого состояния. Дистантные кривые, по определению, являются выровненными, так как на них нано­сятся усредненные значения призна­ков для большого количества детей, обследованных в том или ином воз­растном интервале. При этом значи­тельная часть информации относи­тельно индивидуальных вариаций ростовых характеристик оказывает­ся «растворенной» в масштабе этих усредненных кривых.

    Дистантные кривые обычно ис­пользуются для составления росто­вых стандартов, или оценочных таб­лиц. Для этого проводятся в основном поперечные обследования здоровых детей в тех или иных группах населе­ния, с последующей разработкой стандартов теми или иными статисти­ческими методами. Наиболее распро­странены в настоящее время так на­зываемые «процентильные, или пер-центильные, стандарты» (см. раздел «Процентильный метод»). Необходи­мо помнить, что стандарты, или оце­ночные таблицы (последний термин используется в последнее время го­раздо чаще, особенно на Западе, в силу того, что в нем менее выражен подтекст обязательного соответствия некоему «эталону») должны быть по­лучены на репрезентативном матери­але и удовлетворять, по крайней мере, двум требованиям - месту и времени, т. е. должны строиться для конкретной популяции на определен­ном отрезке времени. Эти два требо­вания объясняются тем, что ростовые характеристики находятся в зависи­мости от определенных факторов сре­ды и со временем могут меняться (см. соответствующие разделы).

    Кривые ростовых прибавок, или скоростей роста, имеют совершенно иную форму. Для их построения не­обходимо иметь продольные (лонгитудинальные) данные, так как толь­ко они отражают истинный характер ростовых процессов в популяции. На рис. VI. 6. изображены кривые ско­рости роста длины тела для девочек и мальчиков в возрасте от 0 до 18 лет. График показывает, что скорость ро­ста длины тела неуклонно снижает­ся сразу же после рождения. Ребенок растет и становится больше, но про­цесс этот протекает более медленно, и погодовые (полугодовые, помесяч­ные и т. д.) прибавки уменьшаются. Иногда, как это видно на рисунке, от­мечается так называемый «полурос­товой» скачок увеличения скорости у детей 7-8-летнего возраста. Ско­рость роста достигает своего миниму­ма как раз перед началом пубертатного спурта (ускорения роста, подро­сткового скачка роста), после чего начинает резко возрастать. В сред­нем увеличение скоростей роста у девочек начинается на два года рань­ше, чем у мальчиков. Девочки в сред­нем раньше заканчивают рост, при­мерно к 16 годам, в то время как мальчики продолжают расти до 18-19 лет, однако у значительного чис­ла индивидов рост продолжается: у девушек - после 18 лет, у юно­шей - и после 20 лет.

    При внимательном рассмотрении ростовых кривых становится понят­ным, за счет чего возникают половые различия (половой диморфизм) в дли­не (и других размерных признаков) тела взрослых мужчин и женщин. Как видно на рис. VI. 9, вплоть до на­ступления пубертатного периода раз­личия в росте между мальчиками и де­вочками очень невелики. Хотя девоч­ки первыми вступают в пубертатный период и максимальная скорость рос­та у них примерно на 2 см меньше, чем у мальчиков (см. рис. VI. 6), основные различия размерных признаков фор­мируются после 16 лет, т. е. после того, как девочки перестают расти. Мальчики за счет более длительного периода предпубертатного роста, более интенсивного ростового скачка и более продолжительного периода постпубертатного роста в среднем об­гоняют девочек по длине тела на 10 см.

    Попутно отметим, что два пере­креста ростовых кривых (см. рис. VI. 9) - первый, когда девочки об­гоняют мальчиков за счет более ран­него вступления в пубертатный пери­од, и второй, когда мальчики обгоня­ют девочек после окончания у последних ростового периода, - так­же служат хорошими «маркерами», отражающими влияние условий сре­ды. В некоторых популяциях в це­лом типичная картина наличия двух ростовых перекрестов может иска­жаться под влиянием тех или иных условий жизни (см., например, раз­дел «Рост в высокогорье»).

    Помимо отчетливо выраженного пубертатного скачка роста, у части де­тей выявляется так называемый «по­луростовой скачок» - небольшое увеличение скоростей роста в 6-7-лет­нем возрасте, т. е. до наступления «ос­новного» скачка. У девочек полурос­товой скачок наступает в среднем раньше, чем у мальчиков, но обнару­живается он чаще у мальчиков, веро­ятно, вследствие большей интенсив­ности приростов у последних.

    Полуростовой скачок удается об­наружить не всегда, причем, не толь­ко по объектным причинам (он отсут­ствует или очень мал), но и вследствие некоторых методических просчетов: годовой интервал (с которым обычно и проводятся измерения) может быть слишком велик для обнаружения это­го, в общем, не столь значительного увеличения скоростей роста.

    Кривая роста тела в длину, пред­ставленная на рис. VI. 9, отражает лишь один из возможных вариантов постнатальных возрастных измене­ний, и ей соответствуют далеко не все ткани тела. На рис. VI. 10 изображе­ны кривые роста различных частей и тканей тела. При этом «общий» тип кривой соответствует возраст­ным изменениям скелетных разме­ров и веса тела, кривая роста мозга отражает увеличение массы мозга, а «репродуктивная» кривая - вес го­над и других половых органов. Хо­рошо видно, что рост мозга заканчи­вается значительно раньше, чем рост других органов и тканей. Во внутри­утробном периоде он растет намного быстрее других частей тела, так что мозг новорожденного ребенка в сред­нем соответствует 25% своего окон­чательного размера. Еще через 5 лет масса мозга достигает 90% дефини­тивной величины, а к 7-9 годам по размерам практически не отличает­ся от мозга взрослого. В динамике возрастных изменений мозга факти­чески не наблюдается ростового скачка. Некоторый, хотя и довольно незначительный, скачок роста отме­чен для продольного и поперечного диаметров головы, но это скорее свя­зано с утолщением костей черепа, развитием синусов и т. д., нежели с ростом самого мозга.

    Рост лицевых размеров в целом следует «общему» типу. Их возраст­ная динамика в среднем имеет выра­женный ростовой скачок, особенно заметный у признаков нижней челю­сти: подбородок становится длиннее и больше выступает вперед.

    Рост лимфоидной ткани (рис. VI. 10) достигает максимума в предпубертатном периоде, а затем довольно резко снижается до «взрослых» значе­ний. Репродуктивные органы, напро­тив, отличаются замедленным ростом до наступления подросткового перио­да и последующим бурным спуртом.

    Рост большинства размерных при­знаков тела, за исключением показа­телей жироотложения, следует «об­щему», описанному выше, типу, т. е. протекает с наибольшей скоростью в младенчестве и раннем детстве, затем несколько замедляется, вновь увели­чивается в подростковом периоде и в конце концов завершается по дости­жении размеров, свойственных взрос­лому. Рост многих признаков продол­жается и в третьей декаде жизни.

    При общем сходстве ростовых за­кономерностей, между отдельными признаками имеются различия по ве­личине подросткового скачка роста и времени его наступления. Так, срав­нение графиков роста длины тулови­ща и длины ноги показывает, что в детстве и предпубертатном периоде конечности растут быстрее туловища и раньше достигают пубертатного спурта. Таким способом достигаются различия в пропорциях тела. Соотно­шение длины туловища к длине ноги у 10-11-летних девочек и мальчиков примерно одинаково, впоследствии мальчики опережают девочек по дли­не ноги, и эти различия сохраняются вплоть до взрослого состояния.

    Аналогичные изменения происхо­дят и в соотношении: ширина плеч/ ширина таза. Отчетливое увеличение ширины плеч по отношению к шири­не таза является характерным при­знаком пубертатного периода маль­чиков, тогда как женскому полу свойственны противоположные соот­ношения. Следует особо подчеркнуть важность относительных показа­телей: по абсолютным значениям различия, к примеру, в ширине таза, могут быть невелики, но относитель­но ширины плеч девочки практиче­ски всегда обгоняют мальчиков на протяжении ростового периода от 6 до 17 лет. Подобная гетерохрония, как уже говорилось, служит основным источником формирования показате­лей полового диморфизма, отличаю­щего взрослых представителей вида Homo sapiens.

    Возрастные изменения жировой ткани отличаются несколько иными закономерностями. Измерения пока­зателей жироотложения могут осу­ществляться с помощью калиперометрии (см. выше) или ультразвуко­вого метода. При этом скорость роста жировой ткани после рождения про­должает у младенцев увеличиваться примерно до 9-месячного возраста (в среднем), затем несколько снижает­ся, и в 6-8 лет начинает вновь уве­личиваться. Девочки в среднем ха­рактеризуются большим количе­ством подкожного жира, чем мальчики, причем, эти различия усиливаются с возрастом. Начиная примерно с 8 лет, наблюдаются от­четливые половые различия в ходе кривых роста жировой ткани для мальчиков и девочек. У мальчиков толщина жировых складок на конеч­ностях снижается, рост жирового слоя на туловище несколько стаби­лизируется. У девочек развитие жира на конечностях несколько при­останавливается, но не снижается, а жир на туловище продолжает расти.